Про академика Ашмарина


Рассказал Миша Графов (с)1990-2003


На четвертом кажется курсе спецкурс "Нейробиология" читался совместно для двух кафедр: ФЖ и ВНД. Вел его заведующий кафедрой физиологии животных И.П.Ашмарин. Игорь Петрович, Академик с большой буквы (как его на кафедре и зовут), генерал-лейтенант, блокадник, необыкновенно эрудированный и интеллигентный человек, читал очень интересно. Единственным его недостатком была некоторая тугоухость. На лекциях это иногда проявлялось в виде не совсем в тему ответов на вопросы. На экзаменах и зачетах было посерьезнее. Несколько людей, включая меня, понесли потери по совершенно идентичной схеме. После ответа на билет Академик задавал какой-либо вопрос, требующий конкретного ответа в 1-2 слова. Не услышав ответа, он переспрашивал, а студент, не всегда полностью уверенный в себе понимал повторный вопрос как неприятие сделанного ответа и начинал "подбирать" другие варианты. Мы это прошли ранее, после нейробиологии пришла очередь ВНД-эшников. Среди их претендентов на "поплавать" особо высоко стоял Миша Белый (кстати, "в списках не значится" <занесем>). Миша уже тогда стал уделять большое внимание развитию своих коммерческих способностей, на учебу времени почти не оставалось. Проблема еще состояла в том, что Миша заикается и особенно это заметно когда он волнуется.

Надо отдать ему должное, на экзамен Миша шел с гордо поднятой головой. Списывать на экзамене у Академика было делом нетрудным, к тому же все лекционные материалы были предельно ясными и схематизированными. Мише достался вопрос на тему передачи сигнала на клеточном уровне, сейчас уже трудно вспомнить что именно. Скопировав схему и все подписи, он пошел сдавать. Академик, просмотрев все записи, ткнул в какую-то точку схемы и спросил: А что у вас здесь нарисовано? Как обычно требовалось сказать всего одно слово и этим словом было (была?) Циклооксигеназа. Миша ответ знал, просто то ли из экономии времени, то ли чтобы вызвать именно этот вопрос, схему не подписал. В общем, на вопрос он ответил, но этим дело не кончилось.

Далее последовало стандартное Академиковское: "Что-что?"
Миша немного напрягся, на ответ повторил. Я до сих пор не понял почему (то ли действительно не слышал ответа, то ли его кто накрутил Мишку примерно наказать за учебные грехи, а к сожалению такое бывало), но Академик тоже решил стоять на своем: "Что-что?"
Надо отдать Белому должное, он со своего не свернул. В три выдоха, уже как следует покраснев, Миша Циклооксигеназу воспроизвел снова. Я б уже за эту стойкость 5+ поставил, но так я и не профессор даже, не то, что академик. Не таков Игорь Петрович. Очередная попытка далась Михе намного сложнее. Стараясь говорить громко, членораздельно, он проговорил чуть ли не по буквам заветное слово и обессилено выдохнул. К сожалению, и это не помогло. Пришлось Белому Нейробиологию пересдавать, а потом он, кажется, и вообще с факультета ушел.

Кто знает, может быть так и рождаются настоящие коммерсанты.


Еще баек! | На главную